Узбекистан: Работать на полях вместо себя студенты посылают поденных рабочих
В Самаркандской области Узбекистана зафиксированы случаи, когда студенты отправляют вместо себя на хлопок мардикоров - наемных рабочих.
Схема отлынивания от добровольно-принудительной обязанности следующая. Студент предлагает наемному рабочему отправиться на хлопок вместо него и собирать близкую к среднестатистической норму урожая. За эту услугу мардикор получает «суточные» - что-то около 5-7 долларов (10-12 тысяч сумов) - таков средний дневной тариф самаркандских наемных рабочих, не имеющих профессиональной квалификации.
Пока такие соглашения между студентами и мардикорами, как правило, являются разовыми сделками. Например, у близких родственников учащегося одного из самаркандских вузов намечалась свадьба. Заключив «контракт» с наемным рабочим по вышеназванной схеме, студент вернулся домой и помогал родственникам готовиться к торжеству. В то же время – для проверяющих - он виртуально пребывал в поле, где собирал хлопок.
Другой «студент-хлопкороб», используя этот прием, целую неделю пробыл в родном кишлаке, помогая родителям в сельхозработах на личном подворье.
Наем студентами мардикоров - относительно новое явление в линейке «отмазок» учащихся вузов и колледжей от хлопкоуборочной страды. Обычно студенты всеми правдами и неправдами стремились заполучить медицинские справки, освобождающие их от этого вида трудовой повинности. Но в этом году, по признанию самих же учащихся вузов, достать такую «бронь» было непросто. Говорят, что торговавших такими справками медиков прижали компетентные органы. Однако это не значит, что фальшивые справки канули в прошлое. Особо предприимчивые хоть и с трудом, но доставали их и нынешней осенью. Цена вопроса - 200-300 долларов. Заметим, в прошлом году размер «откупных» был меньше – 100 долларов США.
Некоторые самаркандские студенты, особенно контрактники, все чаще задаются вопросом: почему они должны собирать хлопок вместо того, чтобы учиться? Ведь они заплатили деньги, и немалые, за возможность получить образование, а не за тягу к трудовым подвигам.
- Если отправляют на хлопок тех, кто учится за счет бюджета, это еще как-то можно понять. Они вроде бы как должны государству. Но ведь мы учимся за свои деньги и никому ничего не должны, - размышляет вслух один из таких контрактников.
- Почему не скажешь об этом декану, ректору? – интересуюсь я.
- Будут неприятности, - вздохнул собеседник. - Могут найти причину и отчислить, а на учебу уже столько денег потрачено. Лучше потерпеть.
От принудительного паломничества на хлопковые поля откупаются не только учащиеся колледжей и вузов, но порой и целые трудовые коллективы. Известен факт, когда сотрудники одного из предприятий, которые должны были ехать на хлопок, собрали энную сумму денег и передали ее некоему господину. С тех пор это учреждение разнарядки на уборку хлопка не получает.
В то же время среди горожан, которые сегодня трудятся на хлопковых полях, немало и таких, кому пребывание на свежем воздухе доставляет удовольствие. Это студенты-первокурсники, для которых выезд на сельхозработы с новыми друзьями – увлекательное, даже романтическое приключение.
В этом году из-за неблагоприятных погодных условий Самаркандская область приступила к уборке хлопка-сырца значительно позднее обычного. По сравнению с прошлым годом отставание от графика составляет примерно 20 дней. Теперь судьба урожая напрямую зависит от погоды. Согласно прогнозам синоптиков, с будущей недели могут начаться дожди. Тогда упадут не только темпы сбора хлопка, но и его качество. Соответственно, снизится и рыночная цена. Поэтому в оставшиеся перед непогодой дни численность городского десанта на хлопковые поля увеличится.
Максим Исаев