В честь президента Латвии в Ташкенте устроили очередную «потемкинскую деревню»
Государственный визит в Узбекистан президента Латвии Валдиса Затлерса сегодня невольно парализовал работу одного из крупнейших ташкентских рынков – Алайского базара. В честь высокого гостя, высказавшего пожелание ознакомиться с жизнью узбекской столицы и посетить расположенный в центре города рынок, власти поспешно закрыли последний, изгнав с него часть торговцев и всех покупателей.
Алайский базар. Главный вход. Фото © Фергана.Ру
Подготовка к появлению президента Латвийской Республики и сопровождающей его делегации министров и предпринимателей началась еще 5 октября. Представители властей велели рыночным торговцам срочно снизить цены на свою продукцию. Стоимость овощей и фруктов мгновенно упала, а среди жителей близлежащих районов пронесся слух, что «на Алайском всё дешево!» «Мы набрали десять сумок», - громко уверяла соседей одна из проживающих возле базара женщин. Тем не менее, многие негоцианты, в первую очередь продавцы мяса и колбасных изделий, заявляли, что не будут торговать в этот день, поскольку такая ценовая политика их совершенно не устраивает.
Президент Латвии на Алайском базаре Ташкента. Сотрудники аппарата президента Узбекистана расхваливают достоинства узбекских дынь. Фото с веб-сайта Pribalt.info
На протяжении всего вчерашнего дня на рынке велись работы по украшению торговых рядов. Сегодня утром посетители увидели их результаты: ценники со смехотворными цифрами, ничем не напоминающими вчерашние (продавцы глядели угрюмо, и отводили от покупателей недовольные взгляды), растяжки с изображениями хлопковых коробочек над торговыми рядами; а асфальт перед базарной столовой оказался застелен коврами.
Продавцы лепешек были облачены в белые халаты, корзины с их продукцией были накрыты столь же белыми скатёрками. Особенно нарядными выглядели работники мясомолочного павильона - у всех белые фартучки с эмблемой «Oloy» («Алай») и …кепки на голове. Все очень красивые и совершенно непохожие на тех, кем были еще вчера.
Президент Латвии на Алайском базаре Ташкента. Почем узбекский виноград?.. Фото с веб-сайта Pribalt.info
Однако насладиться этим приятным и согревающим душу эстетическим зрелищем ташкентцам не удалось. Уже с утра стал недоступен фруктовый ряд - его огородили лентой, за которую перестали пропускать покупателей, а вскоре закрыли и весь базар, оставив на нем только торговцев, которым вменялось в обязанность изображать счастливую жизнь узбекистанцев.
В течение всего дня людские потоки, привычно подкатывавшие к Алайскому рынку, упирались в закрытые ворота и милицейское оцепление. В ответ на недоуменные расспросы блюстители правопорядка туманно поясняли: «Делегация у нас». Отсутствие достоверной информации способствовало рождению весьма неожиданных версий. «Говорят, что жена Каримова «базар делать» приедет», - пояснил мне продавец одного из близлежащих магазинов.
Долгожданная делегация явилась примерно в пять часов. Чтобы она смогла въехать на территорию рынка, приблизительно на 20 минут было полностью перекрыто движение транспорта на одной из самых оживленных магистралей Ташкента – улице Амира Темура (бывшей Энгельса). В результате возле Алайского рынка образовалась «пробка» длиной несколько километров, в которой надолго застряло множество автомобилей и автобусов.
Любопытно, что нечто подобное уже наблюдалось пять лет назад, в мае 2003 года, когда в Ташкенте проводилось XII ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). На этот представительный форум тогда съехались президенты Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Грузии, 59 государственных организаций, банкиры, бизнесмены и журналисты.
Желая воспользоваться моментом, власти Узбекистана решили продемонстрировать иностранцам как хорошо «в стране узбекской жить». Для этого на двух столичных базарах – том же Алайском и Чор-су - на несколько часов был установлен настоящий коммунизм: торговцев спешно поодевали в чистые халаты и приказали рядом с товаром поставить таблички, где крупными буквами значились цены, заниженные в 5-10 раз. Килограмм мяса на рынке Чор-су стал стоить около 250 сумов (на тот момент - $ 0,25), а картошки - 30 ($ 0,03). Торговцы едва успевали отгонять от своих товаров обрадованных покупателей.
К сожалению, произвести благоприятное впечатление на западных бизнесменов не удалось: члены делегации ЕБРР явились на рынок в сопровождении своих коллег, давно работающих в Ташкенте и прекрасно знакомых с реалиями местной жизни, так что итогами этого похода стали только ухмылки и насмешки. После отбытия иностранцев коммунизм тут же прекратился, и всё вернулось на свои места.
Сегодня из-за устроенной правительством «потемкинской деревни» тоже тысячи людей не смогли совершить покупки, а сотни торговцев сбыть свой товар, в том числе скоропортящийся. Остается надеяться, что эти жертвы были принесены не зря и президент Латвии вместе со своей свитой останется доволен жизнью ташкентцев, а авторитет Узбекистана на международной арене еще более укрепится…
Алексей Волосевич