Своими глазами. Великий Шелковый путь сегодня. Часть III. «Китаизация»
Развитие промышленности постсоветских стран Центральной Азии напрямую зависит от экономического влияния Китая. Поднебесной выгодно иметь стабильные каналы сбыта своей продукции, поэтому китайское правительство поощряет стремление своих предпринимателей открывать совместные предприятия в приграничных странах. Это позволяет китайцам влиять на экономику чужой страны изнутри, а также ставит промышленность соседних государств в зависимость от наличия китайской рабочей силы.
Между тем, массовые потоки дешевой китайской рабочей силы порождают у жителей центральноазиатских стран страх перед перспективой выдавливания с собственных территорий. К примеру, в Кыргызстане многие бизнесмены и рядовые рабочие были уже вынуждены отступить под натиском китайцев, занявших их места, и искать лучшей доли вдали от своей исторической родины.
Фото автора
Китайские предприятия в Кыргызстане
Город Ош считается южной столицей Кыргызстана. В прошлом году ошские чиновники по приглашению одной из крупных китайских компаний посетили город Кашгар, где встречались с местными предпринимателями. По итогам поездки в Оше было создано совместное киргизско-китайское предприятие, а бизнесмены из Поднебесной построили здесь четыре кирпичных завода, каждый из которых может производить по семьдесят тысяч кирпичей в сутки. Для строящегося города это стало ощутимым подспорьем.
По словам главы администрации Оша Жумадыла Исакова, за последний год в городе было открыто несколько крупных киргизско-китайских СП. «Кроме того, мы собираемся начать здесь и сборку комплектующих, создав нечто вроде технопарка по сборке китайской мебели, холодильников, утюгов и прочих товаров», - отмечает мэр. «Сейчас мы прилагаем усилия к тому, чтобы у нас создавались такие киргизско-китайские СП, как, например, кирпичные заводы, чулочно-носочная фабрика, предприятия по выпуску пластиковых изделий, хлопчатобумажной пряжи и тому подобное. Ведь это - дополнительные рабочие места для ошан», - с восторгом в голосе перечисляет достижения Жумадыл Исаков.
На мой вопрос о том, где будут сбывать готовую продукцию, глава города заметил, что сейчас ведется работа по поиску потребителей: «Готовые товары, если их качество будет соответствовать нормам, мы будем отправлять в Россию, Турцию и другие страны».
Однако некоторые эксперты скептически относятся к тому, что китайские товары, пусть даже изготовленные в Кыргызстане, будут востребованы в других странах. «Сомнительно, что Россия и Турция, которые сами кого угодно забросают своими, более качественными вещами, заинтересуются китайским ширпотребом», - поделился своими мыслями правозащитник из Джалалабада Абдуназар Маматисламов.
Рынки юга Киргизии затоварены китайским ширпортебом. Фото автора
А Жумадыл Исаков продолжает перечислять достижения в области взаимоотношений с китайскими бизнесменами: «Помимо этого на другом совместном киргизско-китайском предприятии выпускаются металлические изделия – арматура, трубы и так далее. В скором времени ожидается строительство китайцами цементного завода, а также разработка угольного карьера в одном из наших поселков, развитие социальной инфраструктуры которого напрямую зависит от китайских инвесторов. Они, в свою очередь, хотят добывать у нас кирпич, уголь, цемент и прочее».
Киргизы как чернорабочие
Глава города отметил, что в производственном процессе непосредственно задействованы граждане КНР, которые, в основном, занимают позиции мастеров и инженеров, а также рабочих, занимающихся пуско-наладочными работами. Причем основной костяк, начиная от руководителей и инженеров до различных техников, составляют сами китайцы. А граждане Кыргызстана привлекаются лишь на самую тяжелую и черную работу. По свидетельству ошского мэра, китайские инженеры не спешат обучать киргизских коллег секретам работы с китайской техникой. «Например, у нас второй год работает кирпичный завод. Но они [китайские специалисты] ведь не говорят, как функционирует их оборудование, сами все делают. Секреты работы нашим людям не раскрывают. Я регулярно интересуюсь у рабочих из числа местных жителей, сумеют ли они сами работать, а мне отвечают, что китайцы ничему их не учат», - признался Исаков.
Тем не менее, на сотрудничество с китайцами мэр Оша смотрит с оптимизмом, полагая, что развитие южной столицы напрямую зависит от степени участия в нем граждан Поднебесной. «В Оше планируется строительство нескольких многоэтажных домов. Естественно, строить будут сами китайцы, поскольку тот темп, который они задают при строительстве, киргизские рабочие не выдерживают. Тем более что у нас сейчас и без того не хватает своих отделочников, кладчиков, каменщиков и прочих мастеров: многие из них выехали на заработки в Россию или Казахстан. В наших интересах задействовать больше местных жителей. Если за работу хорошо платить, то наши мастера, конечно, заинтересуются ею», - уверен мэр.
По словам госчиновника, китайские строительные компании предлагают киргизской стороне вполне выгодные условия для строительства социального жилья. Так, один квадратный метр дома, построенного китайцами, будет стоить всего двести восемьдесят долларов США, тогда как строительные компании из других стран предлагают построенное ими жилье в два с половиной-четыре раза дороже.
Фото автора
Между тем, несколько местных рабочих, с которыми мне удалось поговорить, выразили сомнение по поводу «хорошей» оплаты и нормальных условий труда на китайских стройках. Ошанин, мастер-отделочник Абакир Заиров недавно вернулся из российского города Екатеринбург, где за полгода заработал порядка трех тысяч американских долларов. «Я не боюсь работы, но я вижу, как китайские рабочие в Оше работают по двенадцать часов в сутки с одним выходным днем в месяц. И при этом они получают жалкие гроши. Живут в каких-то неприспособленных помещениях по десять человек, а получают что-то около ста долларов в месяц, и, тем не менее, терпят. Значит, их это устраивает. А я вряд ли выдержу их рабочий темп, а за такие деньги и подавно не стану работать», - с усмешкой говорит Абакир. Он уверен, что его поддержат практически все его коллеги-гастарбайтеры. Впрочем, еще остается под вопросом, захотят ли сами китайские инвесторы больше платить местным жителям, ведь они могут сэкономить на своей собственной рабочей силе.
«Хуацяо»
По данным Госкомитета по миграции и занятости Кыргызстана, за последние два года количество предпринимателей из КНР в республике увеличилось в несколько раз. Рост числа китайских торговцев на крупнейших киргизских рынках является еще одним свидетельством завоевания ими «места под солнцем» в этой стране. Причем если еще пару лет назад основную часть китайских граждан составляли уйгуры, проживающие в приграничном Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая, то в последнее время заметно увеличилось количество основных представителей Поднебесной – хань. Как правило, юркие китайцы, приехав в республику по туристической или гостевой визе, сразу растворяются в Ошской области или Чуйской долине, стараясь любыми способами остаться здесь. Большая их часть оседает в городах Карасуу и Бишкек, они живут в съемных квартирах по пять-шесть человек, образуя общины эмигрантов – хуацяо.
Китайский бизнесмен на Карасуйском рынке в Киргизии. Фото ИА «Фергана.Ру»
Жениться, чтобы остаться
Один из участковых милиционеров на Карасуйском рынке по имени Эмиль рассказал, что в нынешнем году число торговцев-ханьцев увеличилось почти на двадцать процентов. По его словам, «сейчас на рынке работают около пяти тысяч китайских граждан. Чтобы узаконить свое положение, получить киргизское гражданство и находиться в стране уже вполне легально, не боясь никаких проверок, они стараются жениться на местных жительницах».
И хотя кыргызстанцы, особенно из числа пожилых, не одобряют такие браки, считая китайцев «неверными, атеистами», некоторые девушки уверены, что удачно устроили свою жизнь, выйдя замуж за богатого китайца. Сами же китайцы стараются не афишировать свой брак с местной девушкой.
Фото автора
Экс-депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) Камчыбек Ташиев сообщил, что трудовой деятельностью в республике сегодня занимаются более двадцати тысяч китайских граждан. «У многих из них уже родились дети, которые по паспорту числятся китайцами, а завтра мы получим внуков, которые даже не знают киргизского языка», - негодует Ташиев.
Местная жительница по имени Зульфия более четырех лет занимается на Карасуйском базаре мелкой торговлей. По ее словам, «сейчас на этом базаре работают свыше пяти тысяч китайских торговцев. И с каждым годом их количество растет. Сначала приезжает один китаец, а через год он привозит еще троих своих родственников».
По информации управления внутренних дел Ошской области, лицензию на трудовую деятельность на Карасуйском рынке имеют полторы тысячи иностранных граждан. Остальные китайцы трудятся нелегально. По данным правительства, в страну ежегодно въезжают восемь тысяч иностранных рабочих, которые затем бесследно исчезают, становясь, практически, нелегалами.
Если еще полгода назад китайцы нанимали для продажи своих товаров местных жителей, то сейчас торговлей занимаются сами. Некоторые торговцы берут на работу студенток, изучающих китайский язык. Для самих девушек, по их словам, это прекрасная возможность подзаработать и попрактиковаться в разговоре с носителями языка, к тому же, как призналась одна из собеседниц, назвавшаяся Уулкан, «работа с китайцами - прекрасная возможность выйти замуж за обеспеченного и богатого человека». Сама Уулкан в первой половине дня учится в Ошском госуниверситете, а вторую проводит за прилавком, помогая своему китайскому «боссу».
Фото автора
Отступление киргизских коммерсантов
Коммерсантка Лейли Жапарова занимается оптовой торговлей. Товары на Карасуйский рынок она привозит из города Урумчи. По словам Лейли, за последний год количество киргизских коммерсантов значительно снизилось. «Связано это с тем, что китайцы сами привозят свою продукцию и сами же ее продают. Естественно, они отдают товары значительно дешевле, чем наши бизнесмены, потому что китайцам легче получать продукцию из своей страны. А киргизские предприниматели были вынуждены свернуть здесь свои дела и уехать в Россию, освободив место для китайских торговцев», - рассказывает Лейли.
На мой вопрос, почему же она не последовала примеру своих коллег, уехавших в другие страны, Лейли показала на своих годовалых дочек-близняшек, за которыми присматривали двое старших детей, и сказала, что тоже уедет, как только дети немного подрастут и смогут спокойно перенести отсутствие родителей.
В начале 2007 года киргизское правительство пыталось запретить иностранным гражданам заниматься торговой деятельностью на территории республики. Делалось это якобы с целью привлечения на родину киргизских мигрантов, работающих в России. По различным оценкам, сегодня в России и Казахстане трудятся от шестисот тысяч до одного миллиона кыргызстанцев. Процентов пятнадцать-двадцать из них заняты в сфере торговли. Именно на эту часть «новых киргизов», наиболее обеспеченную и устроенную, было рассчитано постановление киргизского правительства. Однако практика показала, что выехавшие за пределы родины кыргызстанцы и не думают возвращаться, большинство из них оформляют либо российское гражданство, либо длительную регистрацию.
Фото автора
Супруги из Бишкека Эрнис и Гульмира Жайнаковы уже получили российское гражданство. Временами они приезжают в столицу Кыргызстана, где самостоятельно живут их дети-старшеклассники. Коммерсанты закупают оптом товар у китайских торговцев на рынке Дордой и везут его в Новосибирск.
Известие о запрете иностранцам заниматься торговлей в России киргизские коммерсанты встретили с усмешкой и недоверием. «Во-первых, маловероятно, что киргизские торговцы вернутся обратно, так как в Кыргызстане нет условий для нормальной работы. Во-вторых, наши места здесь заняты китайцами, и что толку, если они перейдут торговать в другую страну? Мы все равно будем в проигрыше. И, в-третьих, вряд ли киргизские власти лишат себя возможности получить мзду с иностранных торговцев. А в России мы уже прекрасно освоились», - заметил Эрнис.
Фото автора
Попытка остановить наплыв китайских торговцев не увенчалась успехом. В самый последний момент было принято решение отложить исполнение Постановления до 1 января 2008 года. Откровенно говоря, правительство Кыргызстана «испугалось» реакции Китая: неизвестно, как отреагирует на такое решение правительство КНР.
Философия китайцев
На китайской территории я познакомился с местным предпринимателем, который отправлял в Кыргызстан большую партию товара. Мой собеседник оказался дунганином, вполне сносно говорящим на русском языке, которому подучился, несколько лет поторговав на Карасуйском рынке. Кроме того, он мог изъясняться и на уйгурском языке, который сходен с узбекским, поэтому мне удавалось его понимать. По словам дунганина, китайское правительство поощряет предпринимателей и оказывает им поддержку в продвижении бизнеса. «Быть богатым престижно, а вот бедных у нас не любят, хотя правительство, конечно, старается помогать и таким. Но у богатого больше шансов быть в чести», - считает молодой торговец.
Действительно, финансовое положение многих китайских предпринимателей, торгующих на рынках Кыргызстана, более устойчиво, чем у местных торговцев. Следует отметить, что, поскольку внутри Китая граждане Поднебесной в качестве удостоверений личности используют пластиковые карточки, для выезда за границу им требуется паспорт. А чтобы его получить, китайцу нужно официально заплатить более пяти тысяч долларов США. Как правило, человек, который может себе это позволить, старается не упустить возможность лично заняться за границей торговлей, тем более что, по словам моего собеседника, «китайское правительство выделяет торгующим за границей соотечественникам кредиты по очень выгодным условиям».
В то же время кыргызстанцы стараются устроить свой бизнес в России, выказывая недовольство тщетностью попыток конкурировать с китайскими торговцами, продающими свои товары по низким ценам.
Фото ИА «Фергана.Ру»
В Бишкеке, пообщавшись с некоторыми китайскими торговцами с крупного столичного рынка Дордой, я поинтересовался, как они относятся к тому, что их киргизские коллеги обижены тем, что их фактически выживают со своих мест. «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», - загадочно улыбаясь, заметил один китаец. Другой торговец, который родился и вырос в китайском городе Артыш, но говорит на киргизском языке, считает, что его земляки никого не выживают. «Мы же облегчаем им [киргизским торговцам] торговлю. Местные киргизы у нас берут товары гораздо дешевле, чем у перекупщиков. А самим торговцам не надо ездить в Китай. Они прямо отсюда забирают товар и везут в Россию. Так что наше присутствие только на пользу вам самим», - говорит китайский торговец.
Улугбек Бабакулов, Бишкек–Карасуу–Ош–Гульча–Иркештам–Кашгар–Бишкек.
Материал подготовлен при поддержке Института по освещению войны и мира (IWPR).