Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Таджикистан: Власти Душанбе незаконно выселяют из собственного дома профессора Г.Майтдинову

18.09.2007 22:55 msk, Д.Кислов

Права человека Таджикистан

В среду, 19 сентября, в восемь часов утра власти Душанбе могут без всяких законных оснований выселить из собственного дома профессора, доктора исторических наук, кандидата искусствоведения, Посла мира, члена-корреспондента Таджикской Академии архитектуры и строительства Гузель Майтдинову. Взамен старого, но достойного дома в сто квадратных метров площади хукумат (администрация) столицы Таджикистана предлагает владельцам квартиру на окраине города в девятиэтажке с неработающим лифтом.

Об истории конфликта властей Душанбе и Г.Майтдиновой рассказывало и российское информагентство Regnum
Ни одна судебная инстанция не смогла защитить конституционные права семьи Гузель Майтдиновой. Несмотря на то, что теоретически закон полностью на ее стороне, профессор Г.Майтдинова не может добиться справедливости и уповает ныне только на общественный резонанс.

Открытое письмо Г.Майтдиновой главе Республики Таджикистан Эмомали Рахмону мы публикуем без изменений и комментариев.

ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ГОСПОДИНУ Э.Ш.РАХМОНУ

От гражданки Майтдиновой Г.М., проживающей в Душанбе, по ул. 1 проезд Ш.Руставели, дом 7

З А Я В Л Е Н И Е

Я, Майтдинова Гузель Майтдиновна – профессор кафедры международных отношений Российско-Таджикского (славянского) университета, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, Посол мира, член-корреспондент Таджикской Академии архитектуры и строительства, член союза дизайнеров Таджикистана, автор 130 научных работ по истории таджикского народа и международных отношений, в том числе, автор двухтомной «Истории таджикского костюма», имеющая 15 авторских свидетельств на изобретения, 2 патента на изобретения – обращаюсь к Вам с заявлением по поводу незаконных действий Хозрасчетного управления по учету и распределения жилья хукумата г. Душанбе в связи с принятием Постановления Председателя г. Душанбе за № 322 от 10.05.2007 г. о сносе моего частного дома по улице 1 проезд Ш.Руставели, дом 7, а также противозаконных действий судов района Исмоили Сомони и суда города Душанбе при принятии незаконного иска ко мне и рассмотрении «моего» дела в указанных судах.

Данное постановление было принято в нарушение прав на мою частную собственность. Прежде всего, при подготовке этого документа сотрудниками жилищного управления хукумата (администрации. – прим. ред.) города не были представлены достоверные данные о моем доме, со мной никто из представителей хукумата не обговаривал заранее условия сноса моего дома, ни одна комиссия по сносу домов в районе строительства Молодежного центра не посетила мой дом, причем для подготовки Постановления были взяты документы из архива, которые не соответствовали действительному состоянию моей собственности и даже числились за покойным мужем Арабовым Маматкул Абдукадыровичем, который скончался 7 лет назад. Подан был иск в суд «О вселении» первоначально на фамилию покойного мужа, свидетельствующий о том, что документы для подготовки Постановления не были изучены сотрудниками горжилуправления.

Не поставив меня в известность, не согласовав со мной вопрос о моей собственности, без учета моих интересов, на основании недостоверных документов, представленных сотрудниками Хозрасчетного управления по учету и распределения жилья хукумата, было вынесено решение хукумата Душанбе о сносе моего дома. Также, не поставив меня в известность, меня «распределили» в квартиру на окраине Душанбе и тут же подали на меня иск в суд «О вселении» в квартиру, о которой мне было даже не известно. О предлагаемом мне варианте квартиры (трехкомнатная квартира на 9 этаже на окраине города вместо моего четырехкомнатного планового дома) я узнала официально только в суде, где впервые получила не только исковое заявление ко мне «О вселении», но и Постановление хукумата города о сносе моего дома.

Истцы, предлагая мне квартиру в суде меньшего размера, ссылаются на то, что в документе о наследстве и договоре купли–продажи значатся только 19,7 кв. м. (исходя не из существующих документов на дом, а из архивных данных, которые представили чиновники хукумата города для подготовки Постановления, где дом действительно значится кибиткой указанного размера). Но дом был реконструирован прежним хозяином в 1989 году и Решение горисполкома о разрешении строительства дополнительных помещений и технический паспорт с указанием существующей полезной площади дома (около 97 кв. м.) мною были предъявлены суду. Причем договор купли- продажи от первого хозяина дома до последнего оформлялся по старым данным, а Решение горисполкома о строительстве дополнительных комнат только прилагалось к договору и документ о наследстве (в связи со смертью моего мужа дом был оформлен на мое имя) тоже был оформлен на основании старых данных договора купли-продажи. На момент покупки дома (с начала гражданской войны в Таджикистане), старый хозяин дома выехал из страны, не оформив акт о завершении строительства дома и о чем мы не были осведомлены и не знали о его необходимости (из-за правовой неосведомленности), а коммунальные службы из-за форс-мажорных обстоятельств (война) нас не поставили в известность. На суде я попросила создать комиссию для [надлежащего] оформления акта и оценки моего дома, но мне было неоправданно отказано. Причем в исковом заявлении было сказано, что я отказалась от предлагаемой квартиры (хотя согласия или отказа с моей стороны не было, так как мне вообще ничего не предлагалось), хотя, опять повторяю, я узнала официально о сносе дома и предлагаемом варианте мне квартиры только на суде, то есть, иск был специально сфабрикован и истцы не имели законного права подавать на меня в суд да еще с подобной формулировкой. Сам иск был опять же предъявлен неверно. Прежде всего, истцы подали иск о вселении, хотя я до сих пор проживаю в своем доме и от своей собственности не отказывалась. Истцы прежде всего должны были обратиться ко мне как к собственнику дома, испрашивая моего согласия на снос, согласия переселиться в новое жилое помещение, предложив варианты дома или квартир с учетом моих интересов.

Несмотря на мои возражения, ссылки на нарушение моих конституционных прав (статья 32, статья 22, статья 12 Конституции Таджикистана), на неравноценность предлагаемой мне квартиры, тем не менее, несмотря на нарушения законов хукуматом города, суд под председательством судьи Махмадшоева У.З. удовлетворил иск Исполнительного органа Государственной местной власти г. Душанбе и Исполнительного органа Государственной местной власти района И.Сомони 14 июня 2007 г., вынеся Решение «выселить» меня и мою дочь из моего собственного дома и вселить насильно в квартиру на окраине города без учета моих интересов.

Не согласие с решением районного суда я выразила тем, что подала кассационную жалобу в Душанбинский городской суд. 12 июня 2007 года заседание кассационной коллегии городского суда под председательством заместителя председателя Душанбинского городского суда Арифджанова Т. оставило без изменения решение районного суда и не удовлетворило мою кассационную жалобу, несмотря на то, что представитель хукумата города Муллоджанов М. подтвердил в своем показании, что, действительно, вопрос сноса моего дома со мной согласован не был, и городской хукумат никогда не предлагал мне до заседания районного суда квартиру взамен сносимого моего дома.

На этом же заседании суда помощник прокурора города Душанбе Саида Хамрокулова потребовала отменить решение суда района И.Сомони как незаконные и удовлетворить мою кассационную жалобу. Тем не менее, по непонятным субъективным причинам суд выносит решение в пользу хукумата города в нарушение конституции Республики Таджикистан.

В ответ на мое заявление исполняющий обязанности прокурора города Душанбе Махсидинов С. в своем письме от 16.07.07 г. мне подтвердил, что «в ходе проверки заявления выяснилось, что сотрудниками Хозрасчетного управления по учету и распределению жилья столицы в процессе подготовки документов по прекращению права собственности и предоставлению жилья взамен сносимого не соблюдены требования закона… что прокуратурой внесено представление в адрес этого управления хукумата». Между тем, 16 августа 2007 г. судебный исполнитель суда района И.Сомони предложил мне в «добровольном порядке» до 21 августа освободить собственный дом и вселиться в квартиру, расположенную на окраине города.

В случае неисполнения в «добровольном порядке» решения суда, я с дочерью буду выселена в принудительном порядке с помощью работников милиции ОВД хукумата района И.Сомони г. Душанбе. 21 августа 2007 г. судебные исполнители, составив акт, приостановили исполнение решения суда до завершения прокурорского надзора, но с 4 сентября 2007 г., несмотря на определение прокуратуры города о незаконности иска ко мне и незаконности выселении меня и моей дочери Шарофат (хотя в доме прописана и моя старшая дочь Малика – гражданка ФРГ) из моего собственного дома, судебные исполнители требуют «добровольно» выселиться на окраину города. Причем все еще продолжается рассмотрение «моего дела» в порядке прокурорского надзора в городской прокуратуре и там же рассматривается мое второе заявление о противозаконных действиях сотрудников хукумата и судов г. Душанбе.

Хукумат города до сих ни разу не вел переговоров со мной как с владельцем частной собственности об условиях сноса моего дома, предпочитая действовать с позиций силы, нарушая все мои конституционные права. Несмотря на то, что Бюро по правам человека в Республике Таджикистан (проект ОБСЕ) ведет мониторинг нарушений моих прав, несмотря на неоднократные публикации в СМИ и на сайтах Интернета о противозаконных действиях судов г. Душанбе в отношении «моего дела», эти обстоятельства тоже остаются без внимания официальных лиц Душанбе.

12 сентября судебный исполнитель суда района И.Сомони Зоиров и представитель Хозрасчетного управления по учету и распределения жилья хукумата города Душанбе Муллоджанов М. и представитель хукумата района И.Сомони - комиссия по выселению, пригрозили, что 14 сентября в 9 часов утра милиция будет насильственно выселять меня и мою дочь из собственного дома, несмотря на представление прокуратуры города Душанбе в адрес Хозрасчетного управления по учету и распределения жилья г. Душанбе на нарушения законов по отношению ко мне, несмотря на противозаконность решений районного и городского судов.

Я не могу согласиться с противозаконными действиями сотрудников жилищного ведомства хукумата г. Душанбе и с решениями судов по следующим обстоятельствам:

- Во-первых, согласно ст. 263 Гражданского Кодекса Республики Таджикистан (далее ГК РТ) прекращение права собственности на недвижимость в связи с решением государственного органа, не направленным непосредственно на изъятие имущества у собственника, в том числе решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащие собственнику дом, иные строения, сооружения или насаждения, допускается лишь в случаях и порядке, установленных законодательными актами, с предоставлением собственнику равноценности имущества и возмещением понесенных убытков или возмещением в полном объеме убытков причиненных прекращением права собственности. Я прожила в своем доме около 15 лет и около 20 лет проработала в Академии Наук Республики Таджикистан. Мое основное место работы – Российско-Таджикский (славянский) университет - расположен рядом с моим домом. Я не могу в ущерб своему времени каждый день с трудом добираться до своего рабочего места и до библиотек, учитывая проблему душанбинского городского транспорта. В районе моего дома расположены Национальная и научная библиотеки, АН РТ, университет, Дом кино, Киностудия, т.е. учреждения, связанные с моей работой и деятельностью моей дочери Шарофат, которая является аспиранткой АН РТ, киноведом, театральным художником, чья служебная и учебная деятельность тоже связана с учреждениями, находящимися в центре города. У дочери частые вечерние работы в Театре оперы и балета и в Доме кино. Кроме того, в доме прописана моя старшая дочь, которая сейчас живет за границей, но имеет право на жилплощадь в доме, а, следовательно, на квартиру в г. Душанбе.

Учитывая требования ст.263 ГК РТ я полагаю, что имею право на квартиры, равноценные своей в центре г. Душанбе. В ст. 265 ГК РТ сказано, что при прекращении права собственности имущество оценивается исходя из его рыночной цены. Мне необходимы дом или квартиры в центре города, с учетом места расположения моей работы и специфики моей деятельности, а также должны быть учтены профессиональные интересы моей дочери (ст. 18 Закона РТ «О науке и государственной научно-технической политике» от 21 мая 1998 года за №597).

Сотрудники хукумата города, не желая предоставлять мне равноценную квартиру в центре города, мотивируют это обстоятельство тем, что у хукумата нет свободных квартир, но ведь хукумат города получает от каждого стоящегося многоквартирного дома 13% квартир, то есть у городских властей есть возможности выделить мне равноценное жилье.

- Во-вторых, в соответствии со ст.37 Жилищного Кодекса Республики Таджикистан жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья гражданина, места его работы, а также других заслуживающих внимания обстоятельств. Я, как ученый со степенью и профессор, имею право на дополнительную жилплощадь для своей библиотеки и рабочего кабинета. В Таджикистане я не получала никогда жилья от государства (квартира моя была еще в советский период обменена из Узбекистана). А дом купили специально рядом с работой мужа и моей, продав четырехкомнатную квартиру, машину (выданную мужу Москвой как фронтовому кинооператору). Я, как ученый, никогда не получала дополнительной жилой площади, но в настоящее время мне даже не сохраняют то, что я имею, лишая меня помещения для моей личной библиотеки и работы.

Кроме того, я считаю, что по отношению ко мне, как к представителю национального меньшинства в Таджикистане (я по национальности уйгурка и родилась в Китайской Народной Республике) применяют дискриминационную политику по национальному признаку, не считаясь с моими законными интересами и не защищая мои права, не считаясь с тем вкладом, который я внесла в развитие Таджикистана, несмотря на то, что я являюсь вдовой инвалида войны. Ни в одной стране мира власти не позволяют по отношению к женщине-ученому подобные противозаконные действия, что позволяют себе официальные лица Душанбе.

Ни одно из вышеуказанных обстоятельств сотрудниками Исполнительного органа государственной власти на местах г. Душанбе, ни в судебных инстанциях не приняты во внимание. При принятии решения о сносе моего дома, сотрудниками хукумата г. Душанбе допущены нарушения Конституции Таджикистана, вышеуказанных норм Гражданского, жилищного и земельного законодательств Республики Таджикистан.

Кроме того, исходя из вышесказанного, сам иск, предъявленный мне «О вселении» Исполнительным органом Государственной местной власти г. Душанбе и Исполнительным органом Государственной местной власти района И.Сомони, не законен. Я считаю, что Решение о сносе моего дома, иск хукумата города ко мне и решения судов должны быть отменены как противозаконные. В последующем эта проблема может быть решена в законном порядке и с условием предоставления равноценного жилья рядом с местонахождением моей работы.

Поэтому, прошу Вас оказать содействие в защите моих законных прав на частную собственность и в решении вышеуказанных проблем.

Профессор кафедры международных отношений РТСУ, доктор исторических наук, член-корреспондент Таджикской Академии архитектуры и строительства, директор Центра геополитических исследований РТСУ, Посол мира Г.М.Майтдинова

13 сентября 2007 г.

* * *

Сайты по теме:

- Центр геополитических исследований (ЦГИ) РТСУ

- Пресс-досье профессора Гузель Майтдиновой в Яндексе