Министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров
Внутриполитическая обстановка в Афганистане постепенно нормализуется, и это положительно сказывается на положении в южных странах СНГ, особенно в Таджикистане. Душанбе не скрывает заинтересованности в развитии внутриафганского диалога, укреплении стабильности и порядка в Кабуле. Это позволило бы начать реализацию ряда многообещающих региональных транспортно-энергетических и торговых проектов. На вопросы "НГ" отвечает министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров.
- Талбак Назарович, роль Таджикистана в начавшемся процессе становления мирной жизни в Афганистане сегодня весьма заметна. Однако у ваших соседей по-прежнему происходят очень неоднозначные внутриполитические процессы. Какова позиция Душанбе в отношении будущего устройства Афганистана?
- Мы внимательно следим за жизнью соседей. Трудности в работе Лойя джирги говорят о весьма серьезных разногласиях в вопросе о составе будущего руководства. По нашим данным, определенные внутренние круги вновь пытаются выдвинуть на вершину власти бывшего короля Захир Шаха. Большинство же настаивает на сохранении статус-кво. На наш взгляд, в ближайшее время афганское правительство должно функционировать в том составе, который сформировался на переходный период.
Что касается прогнозов на перспективу, то ожидать можно всего - как налаживания мирной жизни, так и очередного обострения. Причем тенденция неустойчивости будет сохраняться: слишком пестр национальный состав страны, сложен ее рельеф, что на руку экстремистам. Но ясно также, что возврата к прошлому не будет.
Иногда говорят: в Афганистане воевали и англичане, и Советский Союз, и это не привело к стабилизации, намекая, что и теперь ничего хорошего ожидать не приходится. Но сравнения неуместны: Союз не пытался удержать стабильность, его действиям противостояло общественное мнение, а он в одиночку противостоял боевикам. Сегодня же весь мир объединился в борьбе с ними. Поэтому остатки экстремистов в Афганистане обречены. Другое дело, что процесс становления мирной жизни не будет легким и быстрым. Именно поэтому крайне важно сформировать дееспособное правительство национального единения, способное консолидировать общество.
- Таджикистан намерен установить реальные торговые отношения с Афганистаном. В частности, известно, что Душанбе будет продавать южному соседу электроэнергию, в Горном Бадахшане начато строительство нескольких автомобильных пограничных переходов. Говорит ли все это о вашей особой заинтересованности в ускорении процесса внутриафганской стабилизации?
- Сразу же после освобождения Кабула мы одними из первых открыли там свое посольство, даже не дожидаясь полного окончания антитеррористической операции. Мы понимаем все значение Афганистана для нашей страны. Мы не просто соседи, нас связывают схожие исторические процессы. Поэтому мы намерены развивать связи, и в первую очередь - торгово-экономические. Основной статьей экспорта станет электроэнергия, которой в Афганистане остро недостает. На днях наши эксперты ознакомились с ситуацией на месте, и уже оформляются документы для отправки рабочих, которые займутся восстановлением линий электропередачи. Одновременно президент Эмомали Рахмонов ведет переговоры с правительством Германии о строительстве на Нижнем Пяндже крупного моста через эту пограничную реку. Пока же там установлена понтонная переправа. Конечно, в силу собственного экономического положения Таджикистан не может стать донором для Афганистана. Но мы можем оказать немало другой помощи: поставлять сравнительно дешевые промышленные товары, готовить кадры, направлять туда своих специалистов.
- Десять лет назад таджикское правительство подписало протокол о намерении соединить автодорогой Таджикистан с Пакистаном. Потом была война. Рассматривается ли сейчас этот проект?
- Я сам был в Исламабаде в составе делегации, которая подписала упомянутый документ. Отрадно, что в последнее время переговоры возобновились. Рано или поздно эта дорога будет построена, поскольку наши отношения становятся более тесными. Одновременно обсуждается возможность создания многосторонней инфраструктуры, которая обеспечила бы Таджикистану и другим странам региона выход к океанским портам. Все это показывает, насколько наша страна заинтересована в сохранении и укреплении мира и стабильности в Афганистане.
- Как сегодня складываются отношения Душанбе с соседями по региону, в первую очередь с Узбекистаном, которые еще недавно оставляли желать лучшего. Изменилось ли что-либо после того, как президенты Рахмонов и Каримов подписали ряд совместных документов?
- После встреч президентов Эмомали Рахмонова и Ислама Каримова, в частности, после их недавнего саммита в Санкт-Петербурге было решено начать работу двусторонней межправительственной комиссии. Наши отношения обрели взаимный интерес. Главная причина их осложнения - Афганистан. Если угроза странам региона со стороны Афганистана перестанет быть актуальной, то и отношения стран-соседей радикально изменятся. И эти изменения можно ощутить уже сегодня.
- На днях исполняется пять лет со дня подписания мирного Общего соглашения между властями страны и оппозицией, положившего конец гражданской войне. Какие выводы можно сделать по итогам прошедшего времени?
- Я бы говорил о двух датах - 10-й годовщине начала гражданской войны, это печальный юбилей, и пятой годовщине подписания Общего соглашения.
В Душанбе завтра начинается международная конференция с участием представительных правительственных делегаций ряда стран, генсека ОБСЕ Яна Кубиша, представителей ООН. Мы хотим совместно найти ответы на вопросы, почему в Таджикистане случилась гражданская война и что необходимо сделать, чтобы подобное не повторялось. Горький опыт должен быть досконально осмыслен. Одновременно мы хотели бы поделиться своим опытом - как-никак нам удалось относительно быстро потушить пожар внутреннего противостояния. И если начало гражданской войны было спровоцировано многими факторами, включая внешние, то завершить ее помогло в первую очередь присущее нашему народу чувство гражданской ответственности. Конечно, заметную роль сыграли международные организации и страны контактной группы, миротворческий контингент СНГ. Завершив войну, мы создали действенный институт, способствующий прекращению аналогичных конфликтов.
Война - это всегда потери. Людские, экономические. Общий ущерб от гражданского противостояния у нас составил более 7 миллиардов долларов, спад производства превысил 70%. После подписания Общего соглашения удалось приостановить спад и постепенно нарастить темпы роста ВВП, которые теперь стабильно превышают 10%. Однако все это пока не в состоянии компенсировать нанесенный войной ущерб, тем более что в стране наблюдается быстрый рост населения, которое за десять лет возросло на 1 миллион человек. В этих условиях сложно спрогнозировать высокие темпы развития экономики и повышения уровня жизни. Нынешние задачи являются не менее сложными, чем те, которые нам приходилось решать в годы войны. Опираясь лишь на свои силы, республике будет очень нелегко встать на путь устойчивого развития. Необходимы инвестиции и более существенная помощь международных финансовых институтов. До последнего времени, по понятным причинам, Таджикистан для инвесторов был страной непривлекательной. Сейчас внутренние и внешние условия для начала позитивных перемен сложились. В совокупности с либеральным экономическим и валютно-финансовым законодательством все это внушает надежды на лучшую перспективу.
Душанбе