Коллективы захваченных на юге Киргизии объектов дали властям пять дней на восстановление их прав
Фергана.Ру Коллективы захваченных в Джалалабаде объектов дали местным властям пять дней для решения вопроса о восстановлении их прав. В противном случае работники этих предприятий и организаций вынуждены будут сделать это своими силами.
5 ноября 2006 года в южном киргизском городе городе Джалалабаде состоялась встреча коллективов захваченных объектов с руководителями мэрии и активом области, посвященная этому вопросу. Встрече предшествовало решение коллективов Университета Дружбы народов имени А.Батырова и Комбината строительных деталей (КСД), которые сегодня должны были освободить захваченные здания силовым методом, собственными усилиями.
Напомним, что 52-квартирный жилой дом университета и административное здание КСД было захвачено несколько месяцев назад местными жителями, которые, по их словам, нуждаются в улучшении своих жилищных условий. Владелец этих объектов, депутат парламента страны и лидер узбекского культурно-национального центра области Кадыржан Батыров отмечал, что эти захваты последовали сразу после митинга узбекской общественности 27 мая 2006 года, где наряду с другими требованиями по реформе конституции страны и системы управления, выдвигалось и требование придания узбекскому языку статуса официального.
Как отмечали владелец и члены коллективов захваченных объектов, их многократные обращения к местным властям и правоохранительным органам не дали никаких результатов. Джалалабадские сквоттеры по сей день не покинули эти территории и даже начали расхищать находящееся на объектах имущество.
Тем временем мэрия города Джалалабад подала в суд на университет Дружбы народов, чтобы отсудить 52-квартирный дом, который, по мнению властей, принадлежит им. Мэрия посчитала, что дом был приобретен университетом с нарушениями закона и посему должен быть возвращен в муниципальную собственность. Однако городской, а затем и областной суды решили вопрос в пользу университета. Но освобождения указанных объектов не последовало и после решения судов двух инстанций, хотя до этого местные власти обещали сделать это сразу после вердикта суда.
Утром 5 ноября, когда коллективы названных объектов в количестве 300-400 человек собирались, чтобы отправиться на освобождение захваченных сквоттерами объектов, в мэрии заседал актив города во главе с мэром Дуйшоналы Мамасалиевым. Затем состоялась встреча этих двух групп, где обсуждались дальнейшие действия сторон. Встреча прошла с участием части представителей этих коллективов, руководителей мэрии и актива города в форме круглого стола.
По словам депутата Жогорку Кенеша (парламента страны) Киргизии Кадыржана Батырова, который является владельцем захваченных объектов, местные власти не могли долго решить этот вопрос потому, что они вынуждены принимать решения, исходя из указаний «сверху», чтобы оказать давление на него из-за его политической деятельности.
Свою озабоченность происходящим высказали и видные бизнесмены города, которые пришли на встречу вместе с мэром. «Сегодня эти люди захватили имущество Батырова, завтра придут ко мне, затем придет очередь Туманова (одного из крупных бизнесменов региона. – прим. автора)», - сказал один из преуспевающих бизнесменов и лидер узбекской общественности города Мухиддин Жалалов. – «Мы все работаем ради укрепления экономики нашего города и его процветания. Почему мы должны допускать такое беззаконие?»
Протестующие требовали немедленного освобождения захваченных объектов и восстановления их прав на эти объекты, чтобы они «могли ходить на работу спокойно, без нервного раздражения», которое уже несколько месяцев вызывают захватчики. После долгого обсуждения мэр города Д.Мамасалиев попросил участников встречи дать ему пять дней для изучения обстановки и положительного решения вопроса.
Почти все выступающие говорили о вековой дружбе узбекского и киргизского народов, которые всегда жили бок о бок, деля между собой и радости и невзгоды, помогая друг другу в трудные минуты. Все говорили о недопустимости межэтнического конфликта, который может разгореться из-за этих захватов, так как захватчики, в основном, являются представителями титульной нации, а в коллективах захваченных объектов преобладают этнические узбеки.