Бакай, Шанырак... После боя или В ожидании следующих столкновений
Поселок «Шанырак», который входит в черту Алма-Аты, после столкновений местных жителей с полицией 14-го июля в ходе попытки сноса незаконных с точки зрения городских властей домов, живет в режиме резервации.
Первые несколько дней после боя, в котором пострадало более тридцати сотрудников полиции, а один полицейский был сожжен, проходила «зачистка» мятежного поселка. Поскольку представители власти первое время побаивались входить в "зону", ставшую на несколько дней неподконтрольной государству, то потенциальных участников обороны отлавливали либо возле поселка, либо в Алма-Ате. Таким образом, за несколько дней было задержано более ста человек. Параллельно в снесенном до шаныракских событий поселке «Бакай» полицейские загнали в автобусы все мужское население от 17 до 50 лет (примерно, двести семей в настоящее время живут в развалинах поселка) и увезли до выяснения обстоятельств, подозревая, что «бакаевцы» 14-го июля могли биться вместе с «собратьями по несчастью». К обеду большинство задержанных привезли назад, оставив для продолжения следственных процессов, по разным данным, от двенадцати до пятнадцати человек.
Сами жители «Шанырака», несмотря на то, что смогли отстоять свои жилища, пребывают в страхе и шоке от всего случившегося. После предварительной «зачистки» поселка полиция стала постоянным гостем десятков семей. Кроме того, там же были установлены видеокамеры наблюдения, которые, правда, спустя несколько дней были сняты. Более десятка жителей «Шанырака», которых забирали на допросы, но впоследствии по разным причинам отпустили, рассказывали об избиениях и демонстрировали следы побоев. Однако же, никто не захотел писать заявления на сотрудников полиции, боясь, что себе дороже выйдет.
Жесткая ответная реакция силовиков на действия "самозахватчиков" вполне закономерна. Впервые они потерпели столь сокрушительное поражение и продемонстрировали свое неумение действовать в чрезвычайных ситуациях. Вполне очевидно, что активность полицейских подстегивает не только чувство мести, но еще и чрезвычайно раздраженное заявление мэра Алма-Аты Имангали Тасмагамбетова, сделанное в тот же день. Его лейтмотивом явилось то, что «Карфаген», то есть, «Шанырак» рано или поздно должен пасть.Известно, что силовые и властные ведомства Астаны 14 июля напоминали встревоженный улей, ведь впервые за долгое время миф о "казахстанской стабильности" подвергся существенной угрозе. Видимо и еще и эта причина внесла свою лепту в поток противоречивой информации, последующей вслед за событиями. Крупное информационное агентство Kazakhstan today, входящее в один медиа-холдинг со СМИ, связанными с дочерью президента страны Даригой Назарбаевой, сообщило, что в ходе столкновений пятеро ОМОНовцев бесследно исчезли. Кроме того, еще несколько человек подали рапорты об уходе из органов. В тот же день Министерство Внутренних Дел опровергло эту информацию, но дальше дело не пошло.
Аналогичная история с виновными в сожжении полицейского: мэр города Тасмагамбетов самолично сообщил, что руководил убийством бывший сотрудник внутренних дел. Пресс-служба ГУВД вновь опровергла эти слова. И как расценивать сообщение самого ГУВД, заявившего, что как таковых «шаныраковцев» среди активистов обороны… не было, а были всяческие "криминальные элементы", специально собравшиеся в поселке по такому случаю.
Вместе с тем, как уже говорилось, в камерах предварительного заключения находится более ста жителей «Шанырака». Те же силовики через несколько дней после столкновений отрицали применение резиновых пуль и шумовых гранат, но многочисленные фотографии и гильзы свидетельствуют об обратном. До этого, кстати, полицейские также клятвенно отрицали применение электрошокеров при проведении спецоперации на автомобильном рынке «Баян-аул» в Алма-Ате, после чего скончался предприниматель со слабым сердцем, попавший под удар прибора.
До сих пор нет официального подтверждения сообщению о том, что в Шаныраке погибло двое полицейских, хотя о смерти сотрудника полиции, получившего удар камнем, говорили в самый первый день. Самое главное, что никто сейчас не берет на себя ответственность за второй штурм поселка, когда в руках жителей уже было несколько заложников, облитых бензином, что, в сущности, и привело к трагической развязке. Вызывает недоумение и то, что на первый штурм милицейские начальники направили абсолютно неопытных участковых и следователей, одев их в защитную амуницию и снабдив дубинками. Что говорить о них, если даже бойцы ОМОН были вынуждены спасаться от "самозахватчиков" бегством, забывая про командиров и потерянное оружие?..Веб-сайт ГУВД о шаныракских событиях практически не обмолвился не единым сообщением, хотя руководство ведомства обещало полную открытость и систематическое обновление информации по этой теме.
Во властных и силовых структурах города произошли некоторые перемены. Был снят с поста глава городского управления внутренних дел и аким (глава администрации) Ауэзовского района, под чью юрисдикцию подпадают проблемные поселки. Неизвестно о чем думали власти ранее, когда русский по национальности мэр района и русский начальник районного отделения внутренних дел вначале пытались "договориться" с разгоряченными шаныракцами, большинство из которых просто не говорит по-русски.
Похоже, что сейчас для силовиков основная задача - не найти виновных, но предоставить таковых, чтобы поскорее отчитаться перед руководством. Организацию массовых беспорядков явно пытаются повесить на Арона Атабека, который почти месяц находится в заключении. Личность эта, конечно, неоднозначная: участник декабрьских событий 1986 года в Алма-Ате, диссидент, писатель, Арон Атабек считает себя национал-социалистом и возглавляет незарегистрированную организацию «Казахское государство». Поскольку он сам живет в соседнем с «Шаныраком» поселке, тоже идущим под снос, то и проблемы соотечественников воспринимает как свои личные. Во время разрушения домов в «Бакае» ОМОНовцы сломали А.Атабеку ногу, в «Шаныраке» он получил несколько ранений резиновыми пулями. Есть множество свидетелей, которые видели, как Атабек пытался затушить горящего полицейского, тем не менее, убийство с особой жестокостью – одна из основных статей, под которую сейчас попал этот общественный деятель.
В уничтоженном ранее поселке «Бакай», где без домов осталось около пятисот семей, люди продолжают жить под открытым небом, в палатках, развалинах и под навесами, без воды и медицинской помощи. Власти надеются, что им надоест, и они разъедутся. Последние, в свою очередь, надеются на получение какой-то компенсации или на разрешение начать строительство в другом месте. В настоящее время при городской мэрии создана комиссия, куда потерпевшие жители могут сдавать документы в надежде на получение желанного клочка земли. Местные жители рассказывают, как перед сносом они видели машину акима района, явно пребывавшего в гневе, после чего начался снос. Кстати, роскошная дача самого районного главы находится в заповедной зоне в предгорьях Алма-Аты, где строительство категорически запрещено.Лидеры шаныраковцев тоже активно стараются подправить собственный имидж, насколько это возможно: проводят пресс-конференции, поясняя свою позицию. Неделю назад на месте, где был сожжен полицейский, прошел молебен по погибшему. Однако, похоже, что методы, используемые полицией при расследовании происшедшего, вряд ли добавят властям симпатий безземельных страдальцев, что может самым негативным образом отразиться во время новых столкновений.
Самое поразительное, что снос в поселках «Бакай» и «Шанырак» начался за полмесяца до вступления в действие закона об амнистии недвижимости, который был принят явно в расчете не на «шаныраковцев», а тех, у кого сейчас в собственности находятся незаконно производства и особняки в престижных частях города. К тому же в парламенте страны была создана комиссия по сносу проблемных поселков, а по закону в период работы комиссии запрещено проводить какие-то спорные действия. Однако, парламент неожиданно ушел в отпуск…
В своем выступлении после событий в Шаныраке мэр Алма-Аты Тасмагамбетов сообщил: «Следует отметить, что городские власти очень внимательно относятся к процессу узаконивания земли. Так, двадцать тысяч участков уже узаконены, пять тысяч находятся в стадии оформления, причём две тысячи из них по объективным причинам узаконить невозможно (болотистая местность, зона прохождения газовых магистралей, места, предназначенные для строительства инженерных сетей). Тем не менее, - отметил аким, - мы идём навстречу и по этим спорным моментам. Чтобы люди имели возможность опротестовать решение суда». Однако, по словам акима, массового пересмотра дел в любом случае не будет.
Очередная попытка сноса построек в поселке «Шанырак» назначена на 22 августа.
Власти отступать от намеченного не намерены.