Журналист Игорь Ротарь рассказал Фергане.Ру о задержании в Узбекистане и депортации из Ташкента
13 августа корреспондент норвежского агентства "Форум 18" Игорь Ротарь был официально депортирован из Узбекистана в Россию. До этого представители власти двое суток удерживали его в аэропорту Ташкента, вынуждая самостоятельно покинуть страну. Первое интервью по приезде в Москву Игорь Ротарь дал агентству "Фергана.Ру".
Фергана.Ру: - Какие претензии у узбекских властей есть к деятельности норвежской организации Форум-18, корреспондентом которой Вы являетесь?
Игорь Ротарь: - Никаких. Мне официально ничего не объявили. Меня двое суток держали, и несмотря на мои ежечасные требования объяснить причины моего задержания и связать меня с посольствами – я работаю в норвежской организации плюс я гражданин России – мне не дали связаться ни с русским посольством, ни с американским, которое курировало меня, поскольку в Узбекистане нет норвежского посольства. Дипломата из американского посольства, – должен выразить свою благодарность американскому посольству, – который приезжал пять раз, не пускали со мной общаться даже через стекло, меня уводили. Двое суток мне не давали никаких объяснений по поводу причин моего задержания. Потом меня вывели к людям, которые, как я полагаю, были людьми из узбекского КГБ. Они представились представителями иммиграционной службы, но поскольку они знали подробности моей личной жизни в Ташкенте – очень много знали они деталей и проговаривались о том, что они воевали в Андижане. Эти люди мне просто говорили: «Сколько ты нам будешь портить нервы? Давай покупай билет куда угодно, иначе мы тебя изобьем». Вот такая была формулировка.
Фергана.Ру: - Помимо подобного давления к Вам какие-либо физические меры применяли?
Игорь Ротарь: - Их политика была такова: когда я стал предъявлять вот этим каэгбэшникам претензии по поводу того, что мне не дают связаться с посольством, они отвечали: вы формально не существуете. Я сам до конца не могу понять эту их логику. Но они говорили так: вы границу не пересекли и формально вы не находитесь на территории Узбекистана. И, судя по всему, именно такой логики они и придерживались. Потому что пассажирам воспрещали со мной общаться, пограничники не отвечали на мои вопросы. Я думаю, что это была такая тактика психологического давления. Я был полностью изолирован. Как только я пытался позвонить в посольство, у меня выбивали из рук мобильник.
Фергана.Ру: - Выбивали?
Игорь Ротарь: - Да. Бить – меня никто не бил. Со мной обращались вежливо, мне давали ходить в ресторан есть. Но даже когда я шёл в туалет за мной следовал пограничник, который со мной не разговаривал, но постоянно напоминал. Кстати, пограничник чувствовал себя несколько неловко и говорил, что он тут ни при чем: Игорь-ака, вам нельзя звонить и я не могу вам дать никакой информации. Каждые полчаса мне говорили: покупайте билет в любую точку. Я принципиально отказывался и настаивал на официальной депортации.
Фергана.Ру: - Вас держали на территории Дьюти фри в аэропорту?
Игорь Ротарь: - Да.
Фергана.Ру: - А какие задачи решает Форум-18 и какова была цель этой вашей поездки в Узбекистан?
Игорь Ротарь: - Форум-18 занимается правами верующих в бывших коммунистических странах. Я корреспондент Форума-18 по Центральной Азии. Целью моей поездки было выяснение обстоятельств притеснения протестантов на севере Каракалпакстана.
Фергана.Ру: - А откуда узбекские власти узнали о том, что это Вы, что Вас нужно схватить? За вами была слежка еще с Бишкека?
Игорь Ротарь: - На самом деле у СНБ есть черный список людей. Все четыре года (или даже больше), которые я работаю корреспондентом в Средней Азии, каждый раз как я пересекал узбекскую границу меня на компьютере проверяли, и вдруг пограничники становились очень вежливыми и просили подождать пять минут. Они звонили в СНБ. И только после этого меня пропускали. Поскольку границу я так пересекал раз тридцать, то пару раз они проговорились: вот смотрите, здесь ваша фамилия в этом черном списке. Я знал, что моя фамилия там есть. Но до андижанских событий они были достаточно умные и не хотели из этого устраивать скандал. До этого они просто за мной следили, я был в этом черном списке, пограничники сигналили куда надо при пересечении мной границы и после этого меня пропускали. Сейчас впервые этот список сработал на мое задержание. Как мне объяснили эти, якобы представители миграционной службы: «чаша терпения узбекского народа переполнилась». Что нету журналиста, который больше очернял бы Узбекистан, чем я. Так мне сказал один из тех, кто угрожал мне избиением.
Фергана.Ру: - А что это за проблема в Каракалпакии с протестантами и как обстоят дела с притеснением верующих протестантов в Центральной Азии и в Узбекистане в частности?
Игорь Ротарь: - Это локальный сюжет. Я его до конца не смог разведать по известным причинам. Это должна была быть совершенно обычная рутинная поездка. Я, кстати, думаю, что когда они меня задерживали, они не знали и не интересовались, куда я конкретно направляюсь. Скорее всего, они должны были задержать конкретного человека, которого после андижанских событий было велено не пускать в страну. В Каракалпакии некоторая группа местных казахов в одном казахском поселке перешла в христианство и у них возникли проблемы: их стали избивать односельчане, им стали отключать воду. Но я эту информацию знаю только из вторых рук, потому что туда не попал. Я как раз хотел это исследовать. Но повторюсь, я не думаю, что мое задержание связанно с этим делом и власти даже не знали, куда я конкретно еду. А с правами верующих, говоря одним словом, дела обстоят ужасно.
Фергана.Ру: - Как поменялась ситуация с правами человека в Узбекистане после Андижана? Чего ждать от властей Узбекистана в отношении защиты прав человека?
Игорь Ротарь: - По моему поводу к узбекским властям с официальным протестом обращалось как минимум четыре посольства: посольства США, Швейцария, Норвегия и Россия. Но, кстати, Россия вела себя наименее активно. Мне стыдно, что я гражданин России. Ведь в основном меня защищали американцы. Представитель американского посольства приезжал пять раз. Потом он сказал, что когда они звонили и требовали объяснений почему меня задержали, люди на том конце провода, после того как заявляли, что эта проблема решается на высшем уровне, просто бросали трубку. Когда я сказал задержавшим меня, что они себя ведут глупо и такое задержание может вызвать международный резонанс и повредить имиджу Узбекистана, эти так называемые представители миграционной службы мне сказали, что им наплевать на мнение Запада. Я думаю, что мое задержание связанно с тем, что до этого Узбекистан пытался по крайней мере явно не нарушать права человека. Но после андижанских событий и требований вывода американской военной базы, насколько я понимаю, власти решили больше не камуфлироваться. Кстати эти представители миграционной службы называли мне очень много подробностей из моей личной жизни в Ташкенте, в котором я жил два года. Я уверен, что все это время они прослушивали мой телефон и следили за мной. Но тогда явно мне никто не мешал. А теперь они явно дают понять, что им совершенно плевать на мнение Запада и они ничего не боятся и будут действовать до конца. Эти люди мне еще говорили, что «Вы должны понять, какие мы гуманисты: мы вам не позволили пересечь границу. А если бы вы ее пересекли, то мы вас немедленно арестовали бы и возбудили уголовное дело. К вашему счастью, наш президент отменил смертную казнь». Я поинтересовался – поскольку я не нарушал никаких законов – какое они собираются уголовное дело возбуждать, они сказали «это вы узнаете, когда пересечете нашу границу». Думаю, что они хотели меня всячески запугать и вынудить меня купить билет самостоятельно. Мне сказали: Вы человек состоятельный, купите билет и уезжайте. Я ответил, что дело не в деньгах, я не собираюсь покупать билет и помогать диктаторскому режиму. После чего они за полчаса все решили и официально депортировали, отправив на самолете в Москву.
* * *
Интервью взял Дмитрий Камцев.