Эксперты и правозащитники, приглашенные Freedom House, считают, что заключенного Самандара Умарова не пытали
Фото ИА Фергана.ру
17 января представительство международной правозащитной организации Freedom House в Узбекистане провело пресс-конференцию по результатам расследования международными экспертами и независимыми правозащитниками обстоятельств смерти заключенного Самандара Умарова.
С.Умаров скончался 2 января 2005 года в колонии исполнения наказаний УЯ 64/29 города Навои. Этот житель Шайхантохурского района Ташкента, 1969 года рождения, был осужден в 2000 году на 17 лет лишения свободы по нескольким статьям уголовного кодекса, включая ст. 159 (Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан) по обвинению в причастности к террористическим актам в феврале 1999 в Ташкенте. В сентябре-ноябре 2004 года он находился на лечении в тюремной больнице, после чего был возвращен в колонию. 2 января 2005 года семья Умарова получила уведомление о его смерти в больнице города Навои, откуда было доставлено тело. Спустя сутки он был похоронен близкими.
Прокуратура и МВД Навоийской области провели внутреннее расследование причин смерти Умарова и вынесли заключение, что он скончался от кровоизлияния в мозг. В это же время ряд правозащитных организаций Узбекистана обнародовали заявления, в которых говорилось, что смерть Самандара Умарова произошла при неясных обстоятельствах и его родственники сообщили о том, что на его теле были следы пыток. В частности, Общество прав человека Узбекистана "Эзгулик" заявило, что Умаров, вероятно, погиб в результате бесчеловечного обращения, а на его родственников было оказано давление со стороны силовых структур с целью ускорить похороны. "Эзгулик" и Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) призвали зарубежные СМИ и международные организации содействовать установлению истины.
На прошлой неделе Freedom House достигло договоренности с правительством Узбекистана о проведении расширенного расследования, в котором приняли участие, специально приглашенные этой организацией, международные эксперты, а также местные правозащитники. Результаты и выводы были представлены общественности на открытой пресс-конференции 17 января в Ташкенте.
Главный эксперт Управления судебно-медицинской экспертизы округа Моррис штата Нью-Джерси США доктор Рональд Виктор Суарес заявил:
- Мое участие в расследовании началось 12 января с обзора отчетов о вскрытии, проведенных судебно-медицинскими экспертами Узбекистана. В дальнейшем мне был предоставлен беспрепятственный доступ ко всей следственной и медицинской документации, а также дана возможность провести собеседования с любыми лицами, которые, по моему мнению, могли бы внести ясность в это дело, включая родственников Самандара Умарова. 13 января семья господина Умарова оповестила Freedom House о своем несогласии по личным и религиозным мотивам с возможностью эксгумации его тела и проведении повторного вскрытия. Были проведены консультации со специалистами разного профиля с целью ответить на два принципиальных вопроса. Во-первых, достаточно ли уже имеющейся следственной и медицинской информации, включая результаты вскрытия, проведенного узбекскими патологоанатомами, чтобы определить причину смерти Умарова достоверным и компетентным образом, в соответствии со стандартами международной судебно-медицинской практики? Во-вторых, можно ли ожидать от повторного вскрытия столь существенной информации, чтобы настаивать на его проведении вопреки возражениям членов семьи?.. Основываясь на моих непосредственных наблюдениях, я могу заключить, что вскрытие, проведенное узбекскими экспертами, по моему мнению, соответствовало приемлемым международным стандартам. Самандар Умаров являлся мужчиной 35 лет с давней историей гипертонического сердечно-сосудистого заболевания и сопутствующими осложнениями. Я согласен с заключением, что причиной смерти было спонтанное кровоизлияние в мозг, то есть инсульт из-за высокого кровяного давления. Смерть 2 января 2005 года произошла в результате естественных причин. Маловероятно, чтобы эксгумация тела и повторное вскрытие привнесли бы большую ясность относительно причин смерти Умарова.
С выводами Рональда В. Суареса согласился профессиональный хирург и независимый правозащитник Вахид Каримов, принимавший участие в расследовании.
- На основании истории болезни, амбулаторной карты с места жительства до заключения и другой, предоставленной мне информации, я считаю, что смерть Самандара Умарова не была результатом насилия или травмы, а явилась следствием гипертонического инсульта - кровоизлияния в затылочной части головного мозга.
На конфиденциальный вопрос ИА Фергана.ру, возможно ли нанести человеку такой удар по голове, в результате которого произойдет кровоизлияние в мозг, но не останется внешних следов насилия, Карим Вахидов ответил, что в своей практике никогда не сталкивался с подобными случаями. Относительно обнародованных "Эзгулик" утверждений родственников Умарова, что при осмотре трупа "вся голова, живот и другие части тела были покрыты швами", хирург заметил, что, по его мнению, как раз следы вскрытия, остающиеся после проведения судебно-медицинской экспертизы, нередко производят особенно сильное впечатление на близких, и особенно подчеркнул, что во время его беседы с семьей Умарова родственники умершего не сообщали о следах пыток на его теле.
- Мне были представлены подробные фотографии тела до вскрытия, на которых можно было заметить рубцы от ссадин на ногах, но давнишние, - сказал Каримов.
К представителям зарубежных СМИ также обратился руководитель организации НОЧПУ Михаил Ардзинов, который заявил, что, по его мнению, хотя Самандар Умаров, осужденный сразу по нескольким статьям уголовного кодекса, отбывал слишком суровое и продолжительное наказание, в результате чего и потерял здоровье, насилие к нему не применялось. Ардзинов высказал собственное убеждение, что руководители правозащитных организаций, играя на чувствах родственников заключенных, умерших в местах отбывания наказания, побуждают их подавать необоснованные жалобы. Далее он собирался высказать самые нелицеприятные характеристики в адрес руководителя общества "Эзгулик" Васили Иноятовой и руководителя ИГНПУ Сурата Икрамова, однако ввиду отсутствия в зале пресс-конференции этих всегдашних оппонентов Михаила Ардзинова, его обличительные тезисы не были развернуты.
По административно-правовой стороне расследования выступил председатель Группы по борьбе с коррупцией Совета Европы г-н Драго Кос, бывший до 1999 года заместителем директора Уголовной полиции Республики Словения.
- Я лично беседовал с 15 разными лицами, включая представителей силовых структур Узбекистана на всех уровнях, членами семьи Умарова и его сокамерниками в колонии 64/29, - заявил г-н Кос. - Я лично посетил это исправительное учреждение, чтобы оценить все имеющиеся там процедуры, которые могли иметь отношение к его смерти в ночь с 1 на 2 января 2005 года. Я делаю вывод, что смерть Умарова не была результатом действий третьих лиц. В дни, предшествующие этому событию, не имели никакие внешние факторы, которые представляли бы повышенную угрозу для его жизни. Никакие умышленные действия в процессе его лечения от приступа гипертонии утром 2 января не имели место, ни в санитарной части колонии, ни в больнице города Навои. Халатность при лечении не была допущена. Мое общее заключение таково, что нет оснований возбуждать уголовное дело по обстоятельствам смерти Самандара Умарова.
Выводы г-на Драго Коса подтвердил и дополнил независимый правозащитник, специализирующийся на защите лиц, преследуемых за религиозные убеждения, Абдусалом Эргашев.
- Я посетил не только саму колонию в Навои, но и осмотрел ее штрафной изолятор, - сообщил Эргашев. - Из бесед с осужденными выяснилось, что случаи бесчеловечного обращения с заключенными, которые, по моему мнению, действительно имели место в УЯ 64/29 в недавние годы, на практике прекратились с конца 2003 года именно из-за частых посещений международных наблюдателей.
Руководитель представительства Freedom House в Ташкенте Мьюша Север, подводя итог, дала позитивную оценку сотрудничеству международных экспертов и властей Узбекистана. Напомним, что это уже второе подобное расследование, организованное Freedom House в Узбекистане. В мае 2004 года международные эксперты Виктор Джакович - бывший посол США в Боснии, д-р Майкл Полланен - сотрудник офиса Главного следователя провинции Онтарио (Канада) и Джеймс М. Ганнон - заместитель начальника отдела расследований в прокуратуре округа Моррис, штата Нью-Джерси, США участвовали в изучении обстоятельств смерти арестованного Андрея Шелковенко в камере предварительного заключения города Газалкента Ташкентской области. И в тот раз эксперты, приглашенные Freedom House, не подтвердили факта смерти от пыток.